Oddworld: Abe’s Oddysee — приключенческая видеоигра, разработанная студией Oddworld Inhabitants. Игра выпущена в 1997 году для Sony PlayStation, DOS и Windows. Игра завоевала множество наград[1]. Представляет собой первую часть из так называемой Oddworld Pentalogy, которая должна была иметь 5 частей (в рамках пенталогии также вышли Oddworld: Abe's Exoddus, Oddworld: Munch's Oddysee и Oddworld: Stranger's Wrath).
В связи с бедственным положением компании RuptureFarms, её директор Моллук решает начать выпуск нового продукта. Изготовить его предполагается из фабричных рабов. Об этом узнаёт один из рабов — Эйб, главный герой игры, который тут же решает бежать.
Игра обладает инновационным геймплеем, красивой графикой и привлекательными видеовставками.
Игра представляет собой двумерный платформер. Игровая территория разделена на отдельные экраны, между которыми можно переходить. Для решения разнообразных игровых головоломок главный герой обладает уникальными способностями, такими как: речь, магия, взаимодействие с окружающей обстановкой (рычаги, мины), использование гранат, камней и кусков мяска, которые можно набрать в соответствующих мешочках. Игрок обладает богатым арсеналом движений, он может: красться, ходить, бегать, кувыркаться, подтягиваться, прыгать, приседать.
В игре отсутствует hud. Информация может поступать к игроку различными способами: инструкционные экраны, которые могут быть активированы игроком, прокручивающиеся на заднем фоне сообщения, светлячки, которые могут быть активированы магией. У персонажей отсутствуют очки жизни, получение ущерба в большинстве случаев означает немедленную смерть. Однако такие существа как пчёлы не убивают игрока мгновенно, а только после определённого количества укусов. После смерти главный герой превращается в кучку разлетающихся в разные стороны птиц, которые слетаются в ближайшей контрольной точке и главный герой восстанавливается. При этом весь несохранённый прогресс сбрасывается (убитые враги, спасённые мудакены и т. д.).
Игрок может магией захватывать души врагов (слигов) и управлять ими. Во время захватывания души игрок в течение короткого времени становится уязвимым, так как им нельзя управлять. Кроме того, враг может убежать за экран и таким образом избежать своей участи. Захваченный слиг может ходить, дёргать рычаги, убивать других противников, открывать голосовые замки, командовать слогами. После использования слига можно вернуться в своё тело, при этом слига разорвёт на куски.
Рабов-мудакенов можно спасать через птичьи порталы с помощью магии. Если птичий портал присутствует на экране, можно начать колдовать, чтобы его открыть. Все мудакены, которые присутствуют на экране и находятся на том же уровне, где и портал, побегут к своему спасению. Между порталом и мудакенами не должны присутствовать ямы, иначе мудакены свалятся вниз. Также желательно убрать различные ловушки и мины. Спасать мудакенов для прохождения игры не обязательно, но для того чтобы получить хорошую концовку, надо спасти, как минимум, 50 из 99 мудакенов, множество из которых спрятано в различных секретных локациях.
По ходу игрового процесса игрок получит особую способность — превращаться в полубожественное существо Шрикулла. Чтобы получить эту возможность нужно одновременно провести определённое количество мудакенов в особый портал. Эти особые порталы обозначенны цифрой (количество необходимых мудакенов). Получив «заряд» Шрикулла, игрок может использовать его один раз на противниках (желательно выбрать экран с как можно большим количеством врагов и ловушек-мин). Достаточно использовать магию и игрок, превратившись в Шрикулла, уничтожит всё враждебное на экране, после чего он превращается обратно в мудакена.
Созданный для игры движок называется A.L.I.V.E. (Aware Lifeforms In a Virtual Environment). Он был высоко оценен за его реалистичность и искусственный интеллект противников.
--------
Игрок обладает уникальной возможностью общаться с игровыми персонажами. Нажатие соответствующей кнопки заставляет героя игры произнести короткую фразу или звук (например, свист), которую слушают другие персонажи. С помощью речи можно управлять дружественными мудакенами, заставлять их идти за вами в другую локацию или ждать в определённой точке. Когда вы управляете слигом, вы можете привлекать внимание других слигов, управлять слогами заставляя их атаковать противников или просто следовать за вами. Эйбом вы можете общаться со свободными мудакенами (вне фабрики) и произносить пароли, чтобы пройти дальше или чтобы получить определённые способности. Одновременно можно общаться только с одним существом.
Враги, союзники, дикие существа
Основными союзниками для вас являются мудакены. Мудакены — гуманоидные существа. Они бывают либо рабами на фабрике, которые слушают игрока, либо свободными коренными жителями своих земель вне фабрики, которые оказывают различную помощь игроку. Свободные мудакены вооружены рогатками, которые смертельны для игрока. С ними можно начать общение и скопировать серию издаваемых ими свистов, после чего они либо пропускают вас дальше, либо оказывают какую-либо иную помощь. Также среди дружественных персонажей есть Элум, двуногое верблюдообразное существо, которое можно оседлать. Элум обладает хорошей скоростью и может совершать длинные прыжки. Если спешиться с Элума, он начнёт за вами ходить, пока вы ему не прикажете стоять. Элум отказывается слушаться ваших команд, если обнаружит поблизости мёд, который он начинает активно поедать. Отвлечь Элума от мёда можно только дикими пчёлами. Они не убьют животное, а только заставят убежать подальше, после чего улетят. Элума можно найти только в определённых локациях, где его можно вызвать звонком в специальный колокол.
Враги в игре, в основном, представлены слигами — существами, похожими на моллюсков в механических штанах и вооруженных автоматическим оружием. Слиги — единственные существа в игре, которых можно захватывать с помощью магии. Слиги плохо различают тени, что позволяет прятаться от них в тёмных местах. Компаньонами слигов являются слоги — двуногие собакообразные существа, также являющиеся врагами игроку. Слиги командуют слогами и могут заставлять их атаковать других существ. Слогов можно отвлекать кусками мяса, они будут есть его, а съев, снова накинутся на игрока. Как и слигов, так и слогов, можно застать спящими, что позволяет незаметно прокрасться около них особым тихим шагом. Враги могут быть разбужены от шума (взрывов, звуком нормальных шагов), либо по игровому триггеру. Некоторые враги спят даже если возле них бегать.
Глюкконы представляют собой главных злодеев. Это высокие существа, скрывающие своё тело плащом. Глукконы в игре находятся на руководящих ролях, они являются бизнесменами и капиталистами. Они обладают рудиментарными ногами и ходят только на своих руках. Они владеют фабрикой RuptureFarms и являются хозяевами слигов и рабов-мудакенов. Глукконы появляются в основном только в пререндеренных видеовставках. Единственный момент в игре, где их можно увидеть и убить — финальная сцена в зале заседаний.
Дикие животные состоят из скрабов и парамайтов. Скрабы — высокие хищные пустынные животные. Они очень территориальны и атакуют любое живое существо, которое заметят. Встретившись друг с другом они устраивают битву, в которой выживает только один из скрабов. Во время битвы можно совершенно безопасно бегать по локации. Парамайты — стайные охотники, живущие в тёмных пещерах лесных регионов. По одиночке они трусливы и убегают от своих противников. Будучи зажаты в угол, яростно защищаются. Если же их больше одного, то они начинают активно атаковать игрока. Парамайтов можно отвлечь брошенным куском мяса.
Персонажи
Abe’s Oddysee содержит только четырёх именованных персонажей. Протагонист игры — Эйб, раб-мудакен, рождённый в неволе, и не знающий богатой истории и культуры своего народа. Ближе к середине игры, Эйб встречается с Элумом, упрямым и в то же время послушным верблюдообразным существом. Элум произошло от английского Mule (мул), при прочтении наоборот. Неизвестно, означает ли Элум имя конкретного существа или всего вида. Изначально Элум и Эйб должны были жить вместе, но впоследствии разработчики сменили концепцию. Ведущей фигурой в игровой истории является Бигфэйс, шаман мудакенского народа, носящий большую маску из дерева, в честь которой он и назван. Бигфэйс спас Эйба от смерти и отправил его на испытания в священные пещеры Monsaic Lines, чтобы он обрёл духовную мощь и спас мудакенов с фабрики RuptureFarms.
Главный антагонист игры — генеральный директор RuptureFarms глюккон Моллук. Моллук не гнушается никакими средствами для того, чтобы добиться успеха и получить как можно больше дохода со своей фабрики. Вследствие активного использования диких животных в мясной промышленности их количество сильно снизилось, что и сподвигло Моллука использовать мудакенов для производства недостающего мяса.
История
Рассказчиком истории в игре является её протагонист — беглый раб Эйб. История начинается в тюрьме, в которой держат пойманного Эйба, откуда он и ведёт свой рассказ о прошедших событиях. RuptureFarms1029 — крупнейшая мясная фабрика в мире Oddworld. Эйб является Уборщиком Высшего Класса и на момент игры завоевал награду «Служащий года».
Дела на фабрике идут не важно — животные, необходимые для мяса для большей части продукции, быстро исчезают, а Мичи (Meeches) уже полностью вымерли. Заработавшись до глубокой ночи, Эйб, из любопытства, заглядывает в зал заседаний, где шло обсуждение сложившейся ситуации. Моллук озвучивает план, согласно которому они собираются использовать мудакенов для своей новой продукции «Mudokon Pops!». Ужаснувшись своему открытию, Эйб решает сбежать с фабрики. Отсюда и начинается игровой процесс.
После множества приключений Эйб сбегает с территории RuptureFarms. После побега он обнаруживает, что след на Луне в точности повторяет отпечаток его собственной лапы. Это означает, что мудакены являются избранным народом. После чего Эйб падает, ударяется головой и теряет сознание. В представшем перед ним видении Бигфэйс велит ему отправиться в священные пещеры и храм мудакенов, чтобы улучшить свою духовную силу, после чего он может спасти оставшихся мудакенов.
Эйб по очереди посещает Парамонию и Скрабанию (земли парамайтов и скрабов, соответственно). Бигфэйс выжигает на кистях Эйба шрамы: после посещения Парамонии шрам парамайтов, а после посещения Скрабании — шрам скрабов. Имея оба шрама Эйб получает возможность трансформироваться в Шрикулла, божественное мудакенское существо, сочетающее в своём внешнем виде признаки парамайтов и скрабов.
С этой силой Эйб возвращается на фабрику и почти останавливает её производство. В последний момент его ловят, и история продолжается с того момента, который показывался в начале игры. Перед Эйбом предстаёт Моллук собственной персоной и, когда приготавливается пропустить Эйба через мясную пилу, Бигфэйс устраивает обсуждение со свободными мудакенами в Святилище Monsaic.
Концовки
Всего существует две концовки:
Если Эйб спас не меньше 50 мудакенов, освобождённые собратья решают ему помочь. Моллука и его помощника убивает магической молнией. После чего к нему телепортируется Бигфэйс, который в свою очередь телепортирует Эйба к ликующей толпе мудакенов.
Если Эйб спас недостаточно мудакенов, его собратья отказываются ему помочь, и Моллук спокойно пропускает Эйба через мясную пилу.
Каноничной концовкой, используемой в продолжениях является хорошая (первая) концовка.
Кроме того, если пройти игру идеально и спасти всех мудакенов (99 штук), то в конце игры будет бонусная видеогалерея, в которой можно посмотреть всё видео из игры.
****************************************
Oddworld: Abe’s Exoddus — видеоигра, продолжение Oddworld: Abe's Oddysee, разработанное студией Oddworld Inhabitants. Игра продолжает историю Эйба — мудокона, который проникает на фабрику злобных Глюкконов, чтобы спасти своих братьев-мудоконов от их рабства.
Игровой процесс
Задачей игрока является спасение мудоконов, которые заточены в рабство на фабрике Глюкконов. Для прохождения игры не обязательно спасать мудоконов, но в этом случае концовка будет другой. Для спасения необходимо сказать встреченному мудокону, чтобы он следовал за вами, после этого вам нужно привести его к порталу и с помощью медитации открыть его — мудокон тут же прыгнет в открывшийся портал и будет спасен.
Также, как и в первой игре, герой может разговаривать с другими мудоконами, произнося простые фразы, вроде «привет» и «иди за мной». Также иногда игра предлагает головоломки, в которых игроку нужно действовать сообща с другими мудоконами, как например потянуть одновременно за три рычага. В отличие от первой части, у мудоконов появились эмоции и статусы состояния. Они могут быть злыми, находиться под веселящим газом, быть в депрессии и даже слепыми. В таких состояниях они не будут подчиняться игроку, но он может утешить их.
1.Злой мудокон приходит в себя, когда герой извиняется перед ним. В злом состоянии он не будет вам подчиняться. Мудокона можно разозлить либо ударом, либо, например, проливанием воды на голову. Мудоконы, уже находящиеся в агрессивном состоянии, ударяют игрока (или просто замахиваются, если он стоит далеко) также в случае, если тот пукнет. Когда это происходит рядом, рассерженный мудокон после удара отойдет на клетку в сторону от вас. Если ударить мудокона, сидящего рядом с другими, то он станет злым и атакует вас, а потом ударит и рядом сидящего, тот ответит ему тем же и ударит следующего по счету. Злые мудоконы будут продолжать драку, периодически замахиваясь на вас, до тех пор, пока один из них не будет убит, если вы не ушли с этого экрана. В этом случае часть мудоконов (иногда все) станет грустной, часть останется злыми. Если вы на другом экране, драка продолжится до тех пор, пока всех выживших мудоконов не будет разделять расстояние. При этом ни один из них не будет расстроенным, только злым. Если герой дерется с двумя мудоконами одновременно с двух сторон, они могут его убить. Эйб может быть атакован (и сам может атаковать) другим мудоконом, если на соседнем экране драка, а он стоит рядом. Драка между мудоконами может быть остановлена фразой "прекратите это".
2.Мудокон под веселящим газом будет с хихиканьем бегать за вами, пока вы не выведите его из комнаты с газом и не ударите его.
3.Расстроенный мудокон (в депрессии) приходит в себя если вы его утешите и может покончить с собой, если вы будете бить его (при этом еще можно успеть извиниться, но это нужно сделать два раза, поскольку первое извинение останавливает его от наложения на себя рук, а второе делает снова нормальным). Также он может попытаться убить себя, если у него на глазах был убит другой мудокон. Нормальный мудокон становится грустным после первого убийства, а после второго уже пытается наложить на себя руки.
4.Слепой мудокон ничего не видит и идет на голос. Он может случайно упасть в пропасть, нарваться на врага или что-то вроде дрели, поэтому вам необходимо постоянно командовать ему что-делать.
5.Больному мудокону требуется лечение и пока он его не получит, он не будет вам подчиняться.
Фабрика очень опасное место. Вам потребуется прятаться от охранников, решать головоломки, чтобы спасти всех мудоконов.
Как и в первой игре вы с помощью медитации можете подчинять себе волю врагов и управлять ими. Но в отличие от первой части вы можете подчинять себе не только слигов, но и парамитов, скрабов, глюкконов и даже свои собственные газы, если выпьете наркотический напиток Soulstorm Brew!
Новенькие персоны:
Летающие Слиги: Слиги без механических ног, с вертолетным винтом. В качестве оружия используют гранаты.
Ползающие Слиги: Слиги, спящие без кибер-формы. Безопасны до тех пор, пока не оденут ноги или летный костюм
Фличи: Они начинают жизнь как домашние животные глюкконов, а когда вырастают слишком большими, их смывают в туалет. Фличи заселили подземный мир и джунгли Оддворлда. Выглядят как зеленые черви. Фличи чаще всего встречаются спящими повиснув на потолке. Жалят длинными языками, один их удар не смертелен, после определённого количества ударов флич пожирает противника целиком. В отличие от остальных противников они могут подниматься вверх и вниз по уровням, но не способны перепрыгивать ямы.
Сларги: Низшая форма жизни в Оддворлде, похожи на мокриц. Абсолютно не опасны. Когда на них наступают, они издают предсмертный писк, поднимая от сна фличей или слогов. Парамиты могут есть сларгов. По всей видимости, сларги являются личинками фличей.
Гритеры: Охранный робот. Они были созданы для рекламирования и общения с публикой. Но когда они стали нападать на своих клиентов, их переквалифицировали в охранников.
Генерал Дрипик: Глюккон, ответственный за казармы Слигов.
Директор Флег: Глюккон, ответственный за костеперерабатывающую фабрику.
Вице-президент Аслик: Глюккон, ответственный за склад, железно-дорожную станцию (FeeCoDepot) и хранилище. Прозвище: Дядя Аслик.
Концовки:хорошая:видеоролик, как Глюккон и его слиг посмотрели на статус перегрева(вошли в бойлер) каких-то бочек. Слиг убежал, а последние слова Заведующего этим заводом сказал что-то вроде:"Это какой-то ад, я хочу жить, я не хочу...*разлетается огонь*Ох! аааааааарррр!"*взрыв завода*...Эйб удрал отсюда как только мог, он вернулся к своим собратьям и хотел рассказать на"заседании", что он тоже выпил варево. В предконце показывает, как Мудоконы наводят на кратер луны-ладони свою ладонь. В конце новости от слига.
Плохая:Эйб снова попал в бойлер, и его братья на него разозлились. Один из них ударил Эйба пустым варевом. Эйб очнулся в электрической-машине пытке. Диалог(который я помню) Слига и Заведующего заводом
-Как замечательно, давай на него напустим наш последний "напиток".
-Босс, а этого будет достаточно?
-что за чёрт? Нужно скорее дёргать отсюда! Включай!
Эйб кричит.
-секунду.
Эйб мучается, но потом он испаряется, птички улетают.
-Что за?
-Упс, босс, простите меня!
Глюккон оглянулся на него.
-хихихихахахахахааа!
-агхахаха.
Они свалили и остались живы, но завод хоть разрушился.
Из-за того, что вы не спасли более 150 мудаконов, вы появляетесь с того места, когда вы прибыли в Фееко.
Всё.