Penumbra: Overture (русск. Полутень: Вступление; в России известна как Пенумбра 1. Истоки зла и Пенумбра: Тёмный мир) — компьютерная игра в жанре survival horror, разработанная шведской компанией Frictional Games и выпущенная в 2007 году издателем Lexicon Entertainment. На территории России игра издаётся компаниями Новый диск и 1С. Данная игра является первой частью в серии игр Penumbra. Сюжет
В игре рассказывается история Филиппа Лафреска, тридцатилетнего физика, который после смерти своей матери получает таинственное письмо. Выясняется, что письмо написал его отец, пропавший без вести и к тому моменту, предположительно, мертвый. Поиски отца забрасывают Филиппа в далекую Гренландию. Несмотря на сильный холод, герой находит вход в заброшенную шахту, о которой говорилось в письме отца. Оказавшись в злополучной шахте, Филипп понимает, что выбраться из нее он уже не сможет. В итоге Филиппу ничего не остается, кроме как двигаться вглубь шахты навстречу неизвестности. Спустя некоторое время Филипп находит рацию и начинает принимать сообщения от некоего Рыжего, одного из шахтёров, которому каким-то образом удалось выжить. Очевидно, что Рыжий провел в шахтах несколько лет, что наложило отпечаток на его психическое здоровье. Рыжий обещает, что когда Филипп найдет его, тот постарается ответить на все вопросы, которые привели героя в Гренландию. Филипп, влекомый желанием выяснить, какая судьба постигла его отца и всех рабочих, в поисках Рыжего спускается глубже в шахты, распутывая клубок тайн прошлых и нынешних жителей шахты.
Прокладывая путь сквозь шахты Филипп обнаруживает, что шахты населены враждебными существами: одичавшими псами, гигантскими пауками и червями колоссальных размеров. Из обрывков газет и разбросанных записей Филиппу удается узнать, что некое тайное общество занималось в шахтах изучением аномальных явлений, но из-за какого-то происшествия оно покинуло это место, или все члены были убиты.
В конечном итоге, Филипп попадает в область шахты, где все это время его ждал Рыжий. Выясняется, что истинное имя Рыжего — Том. Том «Рыжий» Редвуд, волею судьбы оказавшийся в шахте и пребывавший здесь в течение долгого времени. Если верить одной из записок, найденных в комнате Рыжего, несчастный живет в шахтах в одиночестве с 14 лет, питаясь преимущественно крысами. Главный герой обнаруживает Тома спрятавшимся в огромной печи, откуда тот не желает выходить. Рыжий признается, что всё это время вел героя отнюдь не потому, что знает ответы на все вопросы, а просто потому, что ему не с кем было поговорить. Несчастный просит Филиппа лишь об одном — убить его. Впавший в отчаяние Рыжий не мог больше выносить тягот и одиночества. Филиппу ничего не остаётся, кроме как выполнить последнюю просьбу человека, ставшего его единственным другом и проводником в лабиринте шахт. Среди пепла Филипп находит ключ к двери, ведущую в другую область, которая помечена на карте как «Убежище». Спустившись по лестнице и оказавшись в темном коридоре, Филипп замечает вдали существо, похожее на человека. Герой решает выяснить кто это и направляется к незнакомцу. Внезапно в коридоре выключается свет. Пройдя еще с десяток метров, таинственное существо оглушает Филиппа и утаскивает во тьму. Дальнейшее месторасположение Филиппа Лафреска остается неизвестным.
На этом игра заканчивается.
Геймплей
Несмотря на то, что разработчики называют Penumbra First-person adventure с видом от первого лица, в игре смешаны жанры ужастика на выживание (survival horror), шутера от первого лица и приключения (adventure). Используя физический движок Newton Game Dynamics, создатели смогли добиться реалистичного эффекта присутствия. Движение предметов в игре производится не кликом мыши, что было бы типично для adventure, а движением. Например, для того, чтобы открыть дверь, её нужно взять за ручку (клик левой кнопкой мыши) и произвести мышью движение, как бы «потянув» дверь на себя. При этом игрок может открыть дверь полностью, либо слегка приоткрыть её.
В игре нет огнестрельного оружия, таким образом Филиппу придется обходиться подручными средствами: отбиваться от монстров молотком, киркой, либо бросая в них различные предметы, которых в изобилии в туннелях шахт. Игра разработана по принципу, что конфликт лучше предотвратить, нежели его решать. Например, Филипп может затаиться в тени, либо задержать врагов, забаррикадировав дверь позади себя.
В процессе игры игроку придется систематизировать сведения, полученные из обрывков газет и записок покойных шахтеров, комбинировать различные предметы и решать с их помощью предлагаемые загадки. Например, Филиппу придется самостоятельно отыскать ингредиенты для создания взрывчатки, приготовить её, сверяясь со справочником химических веществ, и взорвать с её помощью завал, преградивший путь к Рыжему.
В игре даётся довольно мало конкретных сведений о событиях, произошедших в шахте. Несмотря на большое количество письменных документов, из них достаточно трудно составить полную картину произошедшего.
О второй части, я не буду копипастить, скажу, что она лучшая из всех 3-х, самая "веселая" и страшная. Действия происходят в каком-то комплексе где обитают вот такие красавцы Вооружение, которое было в 1 пенумбре пропадает и более не встречается, поэтому при виде монстра есть 2 варианта, 1) бежать со всех ног, но это глупо так как не знаешь, что будет дальше, и даже если возвращаешься назад, то не факт что все будет как прежде и 2) Не попадаться врагу на глаза и извините "какая кирпичами" пытаться проползти мимо него.
Освещение там не самое лучшее, а у самого есть лишь светящиаеся палочка, и фонарик у которого вечно заканчиваются батарейки, в самый не подходящий момент. Игра также насыщена логическими задачками и неожиданными выламываниями дверей, с последующим выскакиваньем монстром из прохода =)
Также во 2 части в вашей голове поселится вирус, который будет с вами общаться и всячески "развлекать" создавая галюцинации в виде монстров и многое другое.
Пенумбра 3 мне не понравилась =\ она состоит из бесконечного блуждания по коридорам с бесконечным фонариком и думанием что делать и куда идти, не одного монстра в 3 части так и не встретилось, но вот концовки меня порадовали, своей неожиданностью и необычностью.
Но не смотря на разочарование в 3 части этой трилогии, игра произвела на меня неизгладимые впечатления, всем очень рекомендую поиграть, ограничитель возраста первой части +12 =D я незнаю что с разрабами, но если 12 летний чел поиграет в неё он будет маньяком =D